Ни своих, ни швейцарских. Почему при Терехове харьковчанам не стоит ждать новых трамваев - Первый свободный

Аналитика ⁄ 

Ни своих, ни швейцарских. Почему при Терехове харьковчанам не стоит ждать новых трамваев

"Трамвайная" риторика и.о. мэра Харькова менялась неоднократно, но чем дальше, тем все очевидней становился тот факт, что его обещания – банальный предвыборный пиар, который не имеет ничего общего с реальностью

Фото Редпост

Начав свою избирательную кампанию в мэры задолго до официального старта, временно исполняющий обязанности харьковского градоначальника Игорь Терехов еще в феврале этого года уверенно пообещал харьковчанам, что скоро в нашем городе появятся современные трамваи, которые выйдут на маршруты уже в 2022-м, а первый образец вообще изготовят на базе харьковского "Экополиса "ХТЗ". Под условный проект "Харьковский трамвай" также обещались инвестиции в производство со стороны местного бизнеса и гарантированные закупки новой техники со стороны городской власти. Но чем дальше, тем больше менялась данная "трамвайная риторика". И все понятней становилась банальная истина: эти очередные обещания Терехова – не больше, чем предвыборный пиар, который не имеет ничего общего с реальностью. А противоречивая информация о планах и.о. мэра сделать из Харькова промышленный центр, в том числе, по производству трамваев, стала наводить на небезосновательные выводы – он просто врет.

Хроника "трамвайного" пиара

Первые сомнения в том, что Терехов сможет договориться о производстве трамваев, закрались еще летом. Так, 6 июля на сайте Харьковского горсовета появился громкий анонс о том, что уже завтра, 7 июля, в малом зале мэрии будет подписан Меморандум о сотрудничестве между горсоветом и швейцарской компанией Stadler. Тогда же было заявлено, что документ предусматривает "реализацию проекта по строительству завода, который будет производить поезда и трамваи в Харькове". Общий объем обещанных инвестиций должен был составить около 150 млн евро.

Все. Больше о переговорах со швейцарцами не сообщалось. Как и о том, была ли встреча, был ли подписан какой-нибудь документ. Учитывая, что для временного градоначальника трамваи – это один из элементов избирательной кампании, можно смело предположить, что переговоры с швейцарцами были для него хоть и важны, но почему-то зашли в тупик, посему анонсированный меморандум так и не был подписан.

Снова вспомнили о прожекте "Харьковский трамвай" лишь 8 сентября, когда в мэрии сообщили, что упомянутая выше компания Stadler предоставила Харькову для эксплуатационных испытаний новый трехсекционный трамвай типа "Метелица". Это - опытно-демонстрационный экземпляр, выпущенный еще в 2014 году на заводе в белорусском городке Фаниполь под Минском, где швейцарская фирма в свое время построила предприятие ЗАО "Штадлер Минск".

Но харьковчане рано начали радоваться в предвкушении того, как улицы нашего красивого города украсит такой же современный и удобный общественный транспорт. Ведь далеко не факт, что технические характеристики этого трамвая подойдут под существующую городскую инфраструктуру.

Читайте также: С переплатой. Как харьковчане заплатят 400 миллионов за турецкие маршрутки

Так, по словам директора харьковского КП "Троллейбусное депо №2" Дмитрия Липового, главная цель нынешних испытаний – выяснить, насколько трамваи фирмы Stadler вообще подходят для наших трамвайных путей и как их обслуживать. Поэтому сегодня никто из специалистов не берется прогнозировать, чем реально закончатся испытания, как покажет себя эта техника на харьковских рельсах, не будет ли она пробуксовывать на поворотах и тому подобное. Тем более что никудышное состояние харьковского трамвайного хозяйства и дорожного полотна общеизвестно.

Таким образом, совершенно не факт, что "швейцарский" трамвай, изготовленный в Беларуси, сможет действительно нормально ездить по нашим рельсам. И кто знает, не станет ли впоследствии замена рельс под новые трамваи следующей безумной идеей харьковской мэрии.

Сказки заядлого дрифтера

Но тут городская власть, не дожидаясь результатов испытаний, опять вляпалась в скандал, попавшись уже на чистом обмане. 24 сентября Игорь Терехов, пребывая с официальным визитом на заводе "Электротяжмаш", уверенно заявил, что компания Stadler построит в Харькове аж два завода на 4 тысячи рабочих мест.

"6 октября будет подписан договор со швейцарской компанией Stadler. После подписания документа горсовет начнет переговоры с фирмой о том, чтобы "Электротяжмаш" стал одним из смежных предприятий компании", - процитировала слова Терехова пресс-служба завода.

Не сильно ограничивая себя в обещаниях перед харьковским электоратом, и.о. мэра Харькова даже пообещал, что трамвайный парк города на протяжении четырех лет будет полностью обновлен. Из чего каждый рабочий предприятия должен был сделать вывод, что заказов и, соответственно, работы хватит всем. Ведь только трамвайный парк Харькова состоит более чем из сотни трамваев, плюс возможные поставки в другие города Украины. Впрочем, эта история, как и предыдущая, также оказалась сказкой от Игоря Александровича.

В тот же день, когда сенсационные обещания Терехова уже облетели не только харьковские, но и общеукраинские СМИ, в мэрии Харькова вдруг опровергли сообщение о запланированном на 6 октября подписании соглашения со швейцарской компанией Stadler о строительстве двух заводов в нашем городе. В департаменте по делам информации и связей с общественностью Харьковского горсовета также обратили внимание журналистов на то, что из сообщения официального сайта "Электротяжмаша" уже удалена соответствующая информация, поскольку она "не соответствует действительности".

Читайте также: Нужно на курсы актерского мастерства. Как Терехов неубедительно играет роль "спасителя Харькова"

Итак, второй холостой выстрел Игоря Терехова. Стоит заметить, что за все это время, пока он раздавал обещания "построить заводы" и "создать рабочие места в Харькове", представители компании Stadler сами вообще ни разу не комментировали возможность создания производственных мощностей в нашем городе. Вполне вероятно, что реальные инвестиционные планы швейцарцев никак не совмещаются с предвыборными обещаниями Терехова. И они уж точно будут тянуть с подписанием контрактов до конца выборов. Зачем им подписывать их с тем, кто носит приставку "и.о.", не являясь полноценным градоначальником? Как говорится, ничего личного – только бизнес.

Вместо послесловия

Если же отнестись к подобного рода проектам с точки зрения экономических реалий, то производство техники Stadler полностью завязано на поставках комплектующих из Евросоюза. Поэтому максимум, на что могут рассчитывать предприятия Харькова – это на крупноузловую сборку трамваев из уже готовых машинокомплектов. О полноценном промышленном производстве речь вообще идти не может в принципе.

К тому же, если говорить о возможном привлечении одного из крупнейших государственных предприятий "Электротяжмаш" к неудачным переговорам Терехова со швейцарцами, то здесь главную роль играет вовсе не городская власть. Такие вопросы находятся в компетенции Кабинета министров, который выступает субъектом управления всеми госпредприятиями. А представители правительства, как известно, тему привлечения "Электротяжмаша" к предвыборным комбинациям временного харьковского градоначальника ни разу не комментировали, от слова совсем.

С другой стороны, у нас в стране и так уже есть три полноценных производителя трамвайной техники – львовский "Электрон", днепровская "Татра-Юг", а на подходе – черниговский "Эталон", который, между прочим уже имеет готовый образец своего трамвая. Так что вся "трамвайная" риторика Терехова с точки зрения экономических реалий абсолютно непродуктивна и, похоже, рассчитана лишь на то, чтобы получить голоса доверчивых граждан на досрочных мэрских выборах-2021.

В тему

Новости

Аналитика

Блоги

Блоги

Терехов не особо надеется на поддержку православных харьковчан

Блоги

Что делает Терехов? Правильно – ничего!

Блоги

Сесія Харківської міськради може завершитися для Терехова гучним скандалом

Блоги

Поддерживаю Михаила Добкина