С переплатой. Как харьковчане заплатят 400 миллионов за турецкие маршрутки - Первый свободный

Аналитика ⁄ 

С переплатой. Как харьковчане заплатят 400 миллионов за турецкие маршрутки

Харьковская власть вместо закупки комфортабельных и вместительных автобусов для удобных поездок пассажиров в городе-миллионнике решила накупить в Турции обычных микроавтобусов

С переплатой. Как харьковчане заплатят 400 миллионов за турецкие маршрутки

Фото economics.segodnya.ua

Ситуация вокруг грядущей закупки Харьковом автобусов турецкого производителя Karsan набирает оборотов. В начале апреля секретарь Харьковского горсовета Игорь Терехов заявил, что между мэрией города и турецкой компанией Karsan подписан меморандум о намерениях сотрудничества. И вот теперь - новый поворот в этой истории.  

Тендер власть проигнорировала

21 апреля горсовет принял решение разрешить коммунальному предприятию "Салтовское трамвайное депо" закупить 150 автобусов в Турции. В документе указано, что все сделают на условиях лизинга. Это, по сути, кредит, который нужно брать в банке, а затем помимо суммы займа выплачивать проценты за его использование. Чиновники решили, что лизинг будет рассчитан на 60 месяцев, а стоимость предмета лизинга не должна превышать 430 миллионов гривен.

Оплачивать этот займ нужно будет ежемесячно равными частями. Теперь во время формирования бюджета города на 2021-2026 годы предусмотрят деньги, чтобы возмещать стоимость предмета лизинга. Если учесть, что лизинг будет максимальным, как прописано в решение сессии, получается, что каждый год городской власти нужно выискивать по 86 млн грн для погашения долга. В принципе, лизинг – это очень распространенная практика, если власти того или иного города хотят закупить что-либо у определенного поставщика. В этом и заключается маленький, но очень важный нюанс.

Обычно закупка того же подвижного состава для общественного транспорта должна проходить через систему госзакупок. Проще говоря, объявляется тендер на поставку автобусов, в этом тендере участвуют минимум несколько компаний, и тот, кто предложит лучшие условия, становится его победителем. В этом процессе учитываются как самая приемлемая цена за поставку, так и качество, а также характеристики самой продукции.

К примеру, в прошлом году в Харьков стали доставляться почти 50 троллейбусов "Богдан", а произошло это после того, как компания выиграла тендер. Ранее, в 2019-м, "Богдан" также победил в конкурсе на поставку 57 троллейбусов в Харьков. То есть, если бы харьковские власти объявили тендер на закупку автобусов, в нем бы участвовала не только турецкая компания Karsan. И в итоге не факт, что этот производитель выдержал бы конкуренцию с другими поставщиками автобусов.

Поэтому-то чиновники решили использовать лизинг. Это считается финансовой услугой, не подпадающей под государственные закупки. Потому тендер проводить не нужно, а самостоятельно можно выбрать поставщика и взять деньги у банка на закупку товара. К слову, власти Харькова пояснили причину закупки турецких автобусов в лизинг тем, что у коммунальных предприятий, которые занимаются пассажирскими перевозками, просто нет возможности закупать подвижной состав путем прямых закупок, то есть за бюджетные деньги и через тендер. 

За все заплатят харьковчане

Если учитывать, что на закупку в лизинг 150 автобусов фирмы Karsan потратят 430 млн грн, получается, что один такой автобус обойдется нашему городу почти в 2,9 млн грн. При этом в любом случае средства в течение пяти лет будут выделяться из городского бюджета, а это – деньги харьковских налогоплательщиков. И очень умиляет тот факт, речь идет не о каких-то вместительных автобусах, а фактически о привычных всем нам микроавтобусах длинной 6 и 8 метров. Почти таких же размеров все маршрутки, которые сейчас перевозят пассажиров в Харькове.

Для примера, в прошлом году Киев закупил 200 автобусов, 120 из которых - особо большой вместимости и длиной 18 метров, а 80 автобусов – 12 метров. За все автобусы было заплачено 1,6 миллиарда гривен, а одна такая машина для перевозки пассажиров стоит около 8 млн грн. Таким образом за маленький бусик длиной 6 или 8 метров цена в 2,9 млн грн является, мягко говоря, неприемлемой. К тому же новые микроавтобусы украинского производства стоят около 2 миллионов гривен.  

Кроме того, удивительным является и тот факт, что харьковские власти хотят обновить свой парк пассажирского транспорта не большими автобусами, а именно бусиками. В европейских городах уже давно развивают именно большой муниципальный транспорт, а маленькие автобусы многие города вообще не используют, поскольку они занимают место в городском трафике, но перевозят небольшое количество пассажиров. Ну а в нашей мэрии на все эти мировые тренды нашли, на их взгляд, железную отмазку: якобы "карсаны" пустят на те маршруты, которые бросили частные перевозчики (по чьей вине сие случилось – вопрос сугубо риторический). Мол, людей все равно нужно перевозить, а делать это некому.

В тему

Новости

Блоги

Немного рассуждений о Харькове, Жукове и политике в целом

Блоги

Немного рассуждений о Харькове, Жукове и политике в целом

Терехов сознательно обманывает харьковчан, что хочет вернуть проспекту Жукова его прежнее название

Блоги

Терехов сознательно обманывает харьковчан, что хочет вернуть проспекту Жукова его прежнее название

Терехов не сможет продать харьковчанам

Блоги

Терехов не сможет продать харьковчанам "старые галоши" под соусом проспекта Жукова

Як комунальники Терехова спотворюють Харків оновленими тротуарами

Блоги

Як комунальники Терехова спотворюють Харків оновленими тротуарами