С переплатой. Как харьковчане заплатят 400 миллионов за турецкие маршрутки - Первый свободный

Аналитика ⁄ 

С переплатой. Как харьковчане заплатят 400 миллионов за турецкие маршрутки

Харьковская власть вместо закупки комфортабельных и вместительных автобусов для удобных поездок пассажиров в городе-миллионнике решила накупить в Турции обычных микроавтобусов

Фото economics.segodnya.ua

Ситуация вокруг грядущей закупки Харьковом автобусов турецкого производителя Karsan набирает оборотов. В начале апреля секретарь Харьковского горсовета Игорь Терехов заявил, что между мэрией города и турецкой компанией Karsan подписан меморандум о намерениях сотрудничества. И вот теперь - новый поворот в этой истории.  

Тендер власть проигнорировала

21 апреля горсовет принял решение разрешить коммунальному предприятию "Салтовское трамвайное депо" закупить 150 автобусов в Турции. В документе указано, что все сделают на условиях лизинга. Это, по сути, кредит, который нужно брать в банке, а затем помимо суммы займа выплачивать проценты за его использование. Чиновники решили, что лизинг будет рассчитан на 60 месяцев, а стоимость предмета лизинга не должна превышать 430 миллионов гривен.

Оплачивать этот займ нужно будет ежемесячно равными частями. Теперь во время формирования бюджета города на 2021-2026 годы предусмотрят деньги, чтобы возмещать стоимость предмета лизинга. Если учесть, что лизинг будет максимальным, как прописано в решение сессии, получается, что каждый год городской власти нужно выискивать по 86 млн грн для погашения долга. В принципе, лизинг – это очень распространенная практика, если власти того или иного города хотят закупить что-либо у определенного поставщика. В этом и заключается маленький, но очень важный нюанс.

Обычно закупка того же подвижного состава для общественного транспорта должна проходить через систему госзакупок. Проще говоря, объявляется тендер на поставку автобусов, в этом тендере участвуют минимум несколько компаний, и тот, кто предложит лучшие условия, становится его победителем. В этом процессе учитываются как самая приемлемая цена за поставку, так и качество, а также характеристики самой продукции.

К примеру, в прошлом году в Харьков стали доставляться почти 50 троллейбусов "Богдан", а произошло это после того, как компания выиграла тендер. Ранее, в 2019-м, "Богдан" также победил в конкурсе на поставку 57 троллейбусов в Харьков. То есть, если бы харьковские власти объявили тендер на закупку автобусов, в нем бы участвовала не только турецкая компания Karsan. И в итоге не факт, что этот производитель выдержал бы конкуренцию с другими поставщиками автобусов.

Поэтому-то чиновники решили использовать лизинг. Это считается финансовой услугой, не подпадающей под государственные закупки. Потому тендер проводить не нужно, а самостоятельно можно выбрать поставщика и взять деньги у банка на закупку товара. К слову, власти Харькова пояснили причину закупки турецких автобусов в лизинг тем, что у коммунальных предприятий, которые занимаются пассажирскими перевозками, просто нет возможности закупать подвижной состав путем прямых закупок, то есть за бюджетные деньги и через тендер. 

За все заплатят харьковчане

Если учитывать, что на закупку в лизинг 150 автобусов фирмы Karsan потратят 430 млн грн, получается, что один такой автобус обойдется нашему городу почти в 2,9 млн грн. При этом в любом случае средства в течение пяти лет будут выделяться из городского бюджета, а это – деньги харьковских налогоплательщиков. И очень умиляет тот факт, речь идет не о каких-то вместительных автобусах, а фактически о привычных всем нам микроавтобусах длинной 6 и 8 метров. Почти таких же размеров все маршрутки, которые сейчас перевозят пассажиров в Харькове.

Для примера, в прошлом году Киев закупил 200 автобусов, 120 из которых - особо большой вместимости и длиной 18 метров, а 80 автобусов – 12 метров. За все автобусы было заплачено 1,6 миллиарда гривен, а одна такая машина для перевозки пассажиров стоит около 8 млн грн. Таким образом за маленький бусик длиной 6 или 8 метров цена в 2,9 млн грн является, мягко говоря, неприемлемой. К тому же новые микроавтобусы украинского производства стоят около 2 миллионов гривен.  

Кроме того, удивительным является и тот факт, что харьковские власти хотят обновить свой парк пассажирского транспорта не большими автобусами, а именно бусиками. В европейских городах уже давно развивают именно большой муниципальный транспорт, а маленькие автобусы многие города вообще не используют, поскольку они занимают место в городском трафике, но перевозят небольшое количество пассажиров. Ну а в нашей мэрии на все эти мировые тренды нашли, на их взгляд, железную отмазку: якобы "карсаны" пустят на те маршруты, которые бросили частные перевозчики (по чьей вине сие случилось – вопрос сугубо риторический). Мол, людей все равно нужно перевозить, а делать это некому.

В тему

Новости

Аналитика

Блоги

Блоги

К чему приводит безвластие или некомпетентность власти

Блоги

Что я обнаружил у себя в подъезде

Блоги

Что значит не бороться в Харькове с коронавирусом

Блоги

На рентген – только в частную клинику Терехова